Законопроект, радикально усиливающий ответственность для уличных гонщиков, планирует внести в парламент думский комитет по безопасности. Обсуждается, в частности, введение в законодательство понятия «хулиганство с применением транспортных средств» и последующая конфискация автомобиля. В думском комитете по госстроительству призывают коллег не спешить: нужно дождаться, когда будут введены штраф за опасное вождение, усиление санкций для систематических нарушителей и другие ранее обсуждавшиеся меры.
О разработке нового законопроекта, усиливающего ответственность для злостных нарушителей ПДД, сообщил зампред комитета Госдумы по безопасности Анатолий Выборный («Единая Россия»). Первое заседание рабочей группы по подготовке документа, куда вошли представители МВД и ГИБДД, состоялось в среду. Осенью пройдут парламентские слушания, после чего документ будет внесен в Госдуму.
Из заявлений господина Выборного следует, что основной акцент будет сделан на борьбу с нелегальными стритрейсерами — уличными гонщиками. «Мы обсуждали разноплановые варианты, начиная от создания специальных площадок для стритрейсеров, чтобы они могли проводить соревнования, не угрожая жизни и здоровью наших граждан»,— заявил он. По словам депутата, не исключено расширение правового понятия «хулиганство», в рамках которого будет выделено нарушение общественного порядка с использованием или при управлении транспортным средством. «Если, например, человек совершает в течение года 20, 30, 100 административно-правовых деяний, но никак не реагирует, то, по всей видимости, с ним нужно разговаривать таким образом, чтобы он нес уголовно-правовую ответственность»,— отметил депутат. «Может быть, если по результатам общественных слушаний мы придем к выводу, что необходимо в виде наказания конфисковывать автомобиль в пользу государства, мы будем принимать такое решение»,— добавил господин Выборный.
Интересно, что заседание рабочей группы состоялось на следующий день после резонансного ДТП на Волоколамском шоссе в Москве, в ходе которого Mercedes-Benz S-класса, разогнавшись до 150 км/ч, вылетел на встречку, протаранил несколько автомобилей и загорелся. В результате серьезно пострадало несколько человек, водитель скрылся и объявлен полицией в розыск. Анатолий Выборный, впрочем, на вопрос “Ъ” ответил, что создание рабочей группы было запланировано задолго до инцидента: соответствующее поручение было дано руководителем фракции «Единой России» Владимиром Васильевым.
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков, комментируя инициативу, напомнил , что уже существует несколько законопроектов, потенциально способных решить обозначенную проблему. Во-первых, это проект закона о наказании за опасное вождение. Сам термин был введен в ПДД в 2016 году, но санкции еще нет: документ принят в первом чтении со штрафом в 5 тыс. руб., ко второму в нем появится, говорит господин Лысаков, административный арест и обязательные работы. Также в первом чтении принят проект закона, вводящий усиленные санкции для граждан, нарушающих ПДД регулярно (так называемый закон о балльной системе). Кроме того, МВД подготовлен проект закона, позволяющий властям отказывать в предоставлении госуслуг водителям, имеющим задолженность по штрафам. «Сначала надо довести до конца эту работу, накопить результаты по правоприменению, а уже потом говорить о новых инициативах, тем более уголовного характера,— заявил “Ъ” Вячеслав Лысаков.— Более того, уголовным и административным законодательством занимается наш комитет, а не комитет по безопасности».
Лишь 5% водителей совершают крайне опасные нарушения, приводящие к серьезным авариям, приводит статистику страховых компаний член Общественного совета при столичной полиции Петр Шкуматов. «Необходимо разработать такую законодательную конструкцию, чтобы гонщиков и автохамов наказывать точечно, отделив от остальной массы водителей,— говорит он.— Сейчас законы так принимают, что 95% водителей, нарушающих ПДД редко, страдают больше всего, а до самых злостных руки у властей не доходят».