Главные причины сильного падения продаж — резкий рост цен на автомобили, из-за которого многие россияне отложили решение о покупке или переключили внимание на вторичный рынок. Кроме того, на продажах сказываются дефицит популярных моделей и трудности производителей с логистикой автокомпонентов.
Наименьшим снижением продаж в группе лидеров отметились Chery Tiggo 7 Pro и Nissan Qashqai, хотя такой результат в большей степени связан с эффектом низкой базы. Хуже всех себя чувствуют Hyundai Creta, а также соплатформенные Skoda Rapid и Volkswagen Polo.
Стоит понимать, что подобная динамика — не падение спроса на версии с «автоматами», а следствие общего снижения продаж. При этом двухпедальные модификации многих моделей за год сделались даже популярнее. Например, доли Nissan Qashqai и Volkswagen Polo с АКПП выросли на 14%, Skoda Rapid — почти на 10%. Исключением стал только Kia Rio: их действительно начали чаще выбирать на «механике».
В модельном ряду Lada на долю автомобилей с автоматической трансмиссией в этом году приходится 11,1% (минус 0,3 п.п.). Среди них: 3,4 тысячи машин — семейство Vesta (минус 69,4% продаж), по одной тысяче штук — Xray (минус 57%) и Granta (минус 81%).
Резко рынок сократился во втором квартале — минус 83,3%: реализовано меньше 50 тысяч машин или в 3,6 раза меньше, чем по итогам января—марта. Продажи некоторых моделей в этот период упали сильнее чем на 80%. Антирекорд — минус 93% — зафиксирован за Toyota RAV4.