В первом квартале 2015 года доля автокредитов в общем количестве продаж новых машин сократилась вдвое — до 20% по сравнению с тем же периодом 2014 года, сообщили «Автостат» и «Национальное бюро кредитных историй» (НБКИ). По данным агентств, в январе—марте банки выдали 50,5 тыс. кредитов на покупку автомобиля — на 74% меньше, чем годом ранее. Продажи легковых автомобилей за этот период сократились только вдвое, до 275,4 тыс. штук.
По мнению гендиректора НБКИ Александра Викулина, сегмент автокредитования пострадал из-за нестабильной экономической ситуации в стране. После обвала котировок рубля и повышения ключевой ставки ЦБ в конце прошлого года стоимость кредитов выросла в среднем с 17–18 до 22–23% и держится на текущих уровнях до сих пор.
Чтобы поддержать рынок автокредитования, государство с 1 апреля запустило программу льготного автокредитования. По ней ставка не должна превышать 15%, а по итогам первой недели она и вовсе составляла в среднем 12,3%. Минпромторг планирует сообщить в четверг, сколько уже выдано кредитов по программе. Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов ожидает активизацию банков в сегменте автокредитования благодаря принятой госпрограмме.
Одновременно Национальная служба взыскания (НСВ) сообщила о росте в первом квартале просроченной задолженности по автокредитам. По итогам первого квартала объем плохих долгов вырос на 25% и достиг 56 млрд руб. Доля просрочки в автокредитовании за период составила 4,5%.
Просрочка растет также из-за девальвации рубля и снижения реальных доходов населения, отмечает управляющий директор НСВ Антон Дианов. «При этом можно рассчитывать, что по мере снижения ЦБ ключевой ставки выдачи новых автокредитов будут расти. При условии сохранения существующих тенденций к концу года мы прогнозируем увеличение доли просроченной задолженности в этом сегменте до 5,3–5,5%».