Движение вниз
После почти двух лет непрерывного роста российский авторынок в 2019-м пошел на снижение. И это несмотря на то, что продолжали действовать программы льготного автокредитования «Первый / Семейный автомобиль». По итогам года в нашей стране будет продано порядка 1,76 млн машин — это на 2 с лишним процента меньше, чем в 2018-м. Причем даже грядущее повышение цен из-за очередной индексации утильсбора в следующем году вряд ли обеспечит рост рынка в декабре, ведь год назад желающие обновить автомобиль также спешили сделать покупку в свете увеличения НДС. К тому же госпрограммы в этом году завершились досрочно еще в октябре.
По словам директора практики по оказанию консультационных услуг компаниям автоиндустрии PwC в России Виктории Синичкиной, слабый потребительский спрос и рост цен из-за повышения НДС стали основными факторами снижения автомобильного рынка в уходящем году.
«Госпрограммы положительно повлияли на авторынок, во многом они послужили катализатором положительного решения о покупке автомобиля в массовом сегменте. Но из-за ограничения по стоимости автомобиля, подходящего под условия, клиенты могли выбирать из достаточного узкого списка моделей — до 1 млн рублей, где практически не был представлен очень популярный сегмент SUV, что не позволило значительно повысить продажи», — отмечает операционный директор АГ «Авилон» Алексей Гуляев.
Расстановка сил
Действительно, во многом благодаря господдержке лидеры российского авторынка, такие как АвтоВАЗ, Hyundai, Kia, Renault и Volkswagen, смогли сохранить продажи примерно на уровне прошлого года и не упасть. В то же время рост реализации на падающем рынке показали многие китайские марки (Haval, Geely, Chery, Changan и др.), а также представители премиум-сегмента (Mercedes-Benz, BMW, Volvo, Porsche и др.), хотя господдержка на них и вовсе не распространялась.»АвтоВАЗ, Hyundai, Kia, Renault и Volkswagen имеют относительно высоколокализованное производство, что позволяет держать ценовой уровень на приемлемом уровне и отъедать долю рынка у других игроков, например, у того же ушедшего с рынка «Форда».
Китайские бренды показывают существенный рост благодаря эффекту низкой базы (расти с нуля всегда легче) и адекватному ценовому позиционированию. Как они себя покажут в будущем, и будет ли стабильным спрос на них, покажет время. Премиум-сегмент в России в принципе более устойчив, поскольку более состоятельные граждане всегда менее чувствительны к изменению общеэкономической ситуации — деньги в России есть, но в основном у кого-нибудь в кубышке», — рассуждает начальник экспертно-аналитического управления ГК «Автомир» Артем Зябин.Между тем, в этом году самым продаваемым автомобилем в России стала Lada Granta, сместившая с верхней строчки рейтинга продаж флагманскую Vesta.
Причем спрос растет на обе эти модели, однако в случае с «Вестой» — менее высокими темпами. Отчасти это объясняется смещением потребительского интереса в сторону более доступных машин, учитывая что у большинства граждан реальные доходы снижаются уже не первый год.Впрочем, во многом успеху «Гранты» способствовало расширение этого семейства осенью 2018-го, когда к седану и лифтбеку бюджетной модели добавились также хэтчбек и универсал. Что касается сегмента иномарок, то здесь бестселлеры остались прежние — это корейские Kia Rio и Hyundai Solaris. Хотя, напомним, в предыдущие годы они также становились абсолютными лидерами продаж.
По мнению Алексея Гуляева, в 2020 году «корейцам» вряд ли удастся вновь опередить «Лады», и на первом месте останется какая-то из моделей АвтоВАЗа. Нынешний же успех Lada Granta очевиден: это автомобиль, не уступающий «Весте» по оснащению, комфорту и надежности, но более доступный по цене