Рынок подержанных машин менее подвержен колебаниям: растет он медленнее нового, падает тоже не слишком критично. В прошлом же году продажи новых выросли на 12 процентов, а бывалых — на 2,4. При этом по итогам 2018 года объем обоих рынков в деньгах оказался идентичным: 2,37 и 2,38 триллиона рублей. Однако учитывая, что на каждый новый автомобиль продается 3,3 авто с пробегом, финансы на рынке подержанных машин оборачиваются гораздо быстрее. По мнениям экспертов, высказанным на конференции Used Cars Forum-2019, автодилеры должны уделять больше внимания работе последним. «Рынок авто с пробегом более стабилен, чем рынок новых, — считает исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов, — он менее подвержен колебаниям, а значит более предсказуем и не так сильно зависит от макроэкономических шоков».
В этом году, по прогнозам, рынок автомобилей с пробегом, как и новых, вырастет на три процента
И для дилеров здесь поле непаханое, поскольку 87 процентов б/у автомобилей до сих пор продаются «из рук в руки», через перекупщиков или корпоративные автопарки, но никак не через официальные дилерские центры (из 5,42 миллиона штук, реализованных в прошлом году, через ДЦ прошло лишь 760 тысяч). По мнению Удалова, рынок б/у нуждается в регулировании, чтобы продавать или покупать автомобиль через дилерские сети было выгодно и владельцу авто, и потенциальному покупателю, и государству. Тем более что и сам рынок тяготеет к выходу из тени: по статистике Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), доля продаж дилерами увеличилась с 6 процентов в 2014 году до 13 процентов в 2018-м. Есть цель к 2022 году занять треть рынка. Но расти этот бизнес, считает президент РОАД Олег Мосеев, может только на прозрачном рынке. И ключевыми условиями его «обеления» являются введение ответственности за скручивание пробега, отмена двойного НДС, которое существует в цепочке «юрик-физик-юрик», прозрачность данных по залогам и обременению и т.д.
Бизнес по продаже подержанных авто для ДЦ в принципе достаточно новый, но, по словам управляющего директора «Авито Авто» Ивана Гуза, в этом сегменте в дилерском сообществе тоже есть свои лидеры и аутсайдеры. Так, у первых авто с пробегом оборачивается 25 дней, у вторых — 54. Надо активно управлять стоимостью машины и помнить, что с каждым днем пребывания на складе дилера автомобиль становится дешевле, а его простой — дороже. По наблюдению экспертов, лидеры бизнеса по продаже б/у машин снижают стоимость неликвида примерно каждые 9 дней.
«При дедовском подходе — продать машину за ту стоимость, по которой купил, плюс 10-15 процентов маржи — авто будет пылиться на складе год и приносить убытки, — добавляет глава компании CarPrice Денис Долматов, — есть машины ликвидные, есть неликвидные. И при продажах необходимо ориентироваться на доход не с единицы, а с общего количества. То есть первые можно продать с хорошей прибылью, а вторые — с небольшой потерей».