На сегодняшний день большинство автошкол не обеспечивают должный уровень подготовки водителей, тем самым создавая негативную ситуацию на всем рынке услуг. Такое положение дел утверждает мнение, что все автошколы одинаково плохие, и подрывает доверие к профессиональным автошколам.
Когда встает вопрос о выборе автошколы, многие обращают внимание только на два фактора: низкая стоимость и расположение рядом с домом. Невысокая плата за обучение — это приманка для потенциальных клиентов, которая таит в себе много проблем. Снижение стоимости происходит за счет уменьшения количества занятий по теории и практике. Если автошкола предлагает обучение за 2.5 тысячи гривен, то она не может предоставить 20 уроков вождения, потому как такой тариф является экономически не выгодным. За такую сумму автошкола не может развиваться и улучшать материально-техническую базу. В большинстве случаев расценки на обучение не менялись с 2008 года. Например, цены на бензин выросли на 70%, а стоимость практических занятий — всего на 10%.
Школа школе — рознь
На деле получается, что за указанную плату школа предлагает в среднем 17 лекционных занятий и 11 практических. В таком случае дать ученику весь массив информации очень сложно, в результате чего он оказывается недостаточно подготовленным. Что касается самого процесса обучения, то тут встречаются и другие недостатки. Очень часто ученикам приходится сталкиваться с тем, что преподаватель читает лекции, иногда что-то изображая на доске. Если взять во внимание тот факт, что при таком сжатом обучении одна лекция длится два часа, то все запомнить и понять достаточно сложно.
Поэтому в лучших школах лекции проводят с использованием компьютерных технологий и интерактивного обучения, что позволяет сразу моделировать ситуацию и ученики лучше запоминают информацию. В некоторых школах игнорируют проведение тематических срезов знаний, что негативно сказывается на конечном результате. В такой ситуации ученик уверен в своих знаниях, но когда он садится за внутреннее тестирование, то оказывается, что его багаж знаний не превышает 30-40%. Возникает проблема, когда человек учил, но сдать не может. Поэтому в более авторитетных школах обязательно проводят срезы, чтобы учащийся сразу увидел свои ошибки и знал над чем ему нужно работать.
Спустя некоторое время будущий автомобилист приступает к практическим занятиям. Обучение вождению должно начинаться на автодроме, где ученик проводит минимум три занятия. Но тут возникает проблема, что в Киеве всего три автодрома и около 200 автошкол. Обучить весь объем клиентов физически невозможно, поэтому большая часть школ просто находит любые более-менее закрытые площадки и на этом решение проблемы заканчивается. Что касается количества практических занятий, то их слишком мало. У человека только после 12-14 урока начинается прогресс, появляется уверенность, а в 90% школ до этого не доходит, потому что уже после 9-10 занятия отправляют на экзамен.
Еще одна распространенная проблема заключается в том, что большинство директоров видят в автошколе только способ зарабатывания денег, потому стараются вытянуть из учеников по максимуму. Один из распространенных способов — это учить так, чтобы ученик ничего не понимал. Когда он видит, что его обучают, а он все никак не может справиться, то по истечению положенных 10 занятий, он вынужден брать дополнительные. В таком случае стоимость обучения медленно, но уверенно растет.Некоторые школы позиционируют себя посредниками между учениками и ГАИ. Поэтому работают на то, чтобы подготовить к сдаче экзамена: на лекциях они учат билеты, а на вождении учат экзаменационную трассу. При этом могут, во избежание проблем, попросить оплатить внутренний экзамен.
Инструктор и автомобиль
Часто приходится сталкиваться с непрофессиональностью инструкторов. Директора понимают, что найти хорошего инструктора на ту зарплату, которую он предлагает практически невозможно. Поэтому часто случается то, что инструктор, вместо того, чтобы нормально обучать, за счет урока ездит по своим делам или отлынивает от работы за частыми перекурами. Конечно, он пытается научить, ведь иначе у него отберут аттестацию, но он понимает:чем больше учеников – тем больше зарплата. На самом деле это достаточно сложная и нервная работа, ведь ученики приходят разные и к каждому нужно найти подход. Хороший инструктор должен быть вежливым, сдержанным и требовательным, а главное — должен иметь желание научить.
На эффективность практического обучения влияет автомобиль, на котором обучается ученик. Во многих автошколах есть старые«убитые» машины, и бытует мнение, что чем хуже учебный автомобиль, тем легче потом ездить на любой другой машине. «На самом деле учиться на таких машинах глупо, ведь человек должен обучаться в комфорте. Когда машина может сломаться в любую минуту — это никому не нужно. Зачем мучиться с такой машиной, если после выпуска все равно придется привыкать к своему автомобилю», — комментирует директор одной из киевских автошкол Дмитрий Рябинкин. В хороших школах автопарк меняют раз в пять лет. Так же существует практика, когда инструктора приходят со своими машинами, тогда они самостоятельно отслеживают их состояние.
Понятно, что в каждой автошколе будут свои недостатки, потому как абсолютно всем угодить невозможно. Но при возникновении любых проблем было бы эффективно не молчать и разговаривать о своих проблемах с администрацией. Если у ученика есть сомнения по поводу инструктора, то желательно идти и решать вопрос о его замене, а не ждать конца обучения и потом выказывать свое недовольство.
Цена или качество?
К сожалению,конкуренция между автошколами заключается в цене, а не в качестве. Они вынуждены ставить низкую цену, потому что понимают, что иначе на их качество услуг никто не придет. Чтобы развиваться, нужны деньги, а в такой ситуации, инвестировать, грубо говоря, не с чего. К сожалению, встречаются и те, кто не желают ничего улучшать. Они понимают, что хоть обучение не самое лучшее, но за счет низкой стоимости клиенты будут всегда.
Проблема заключается не только в автошколе, но и в учениках. Кто хочет научиться — возьмет максимум из плохой автошколы, а кто не хочет — тот и в лучшей не научится. Нельзя с уверенностью заявить, что люди плохо ездят, потому что их плохо обучили. Автошколы не учат ездить на красный свет, не пристегнутым и пьяным. Люди часто не задумываются, почему они не научились. Они не понимают, что научиться за 10 предложенных занятий невозможно, но часто люди не хотят превышать определенную сумму. Такая экономия достаточно спорная, если учесть, что на кону безопасность и целостность машины. «Не понятно, почему покупая машину за 100 тыс. грн, человек хочет сэкономить на обучении. Элементарный ремонт фары на «Ланосе» стоит 3000 грн, так, может, есть смысл вложить в обучение, чтоб в дальнейшем этого избежать? Эти «лишние» деньги, на самом деле, человек вкладывает в себя, ведь это его жизнь, его машина и его безопасность», — считает Дмитрий Валерьевич.
Контроль и учет
Бытует мнение, что автошколы некачественно выполняют свою работу,потому как никто их не контролирует. Раньше школы курировало Министерство образования и науки. Их люди имели право приходить и проверять все: от учебной программы до посещаемости. Сейчас же автошколы находятся под юрисдикцией Госавтоинспекции, у которой гораздо меньше прав. Она может отслеживать уровень подготовки в школе только на экзамене в ГАИ. Если экзамен сдает меньше 35% группы, то преподавателей, которые готовили группу, отправляют на переаттестацию. В случае, если три группы подряд плохо сдают экзамен, то у школы отбирают аккредитацию и дают полгода на устранение проблем. Еще есть такой нюанс, что ГАИ отслеживают деятельность автошкол по результатам аварийности ее выпускников на протяжении 2 лет. Если количество ДТП превышает определенную норму, то в результате проверки у школы могут отобрать аккредитацию.
Чтобы заставить автошколы качественно выполнять свою работу, Александр Зерщиков, вице-президент Ассоциации автошкол Винницкой области, предлагает улучшить контроль над их деятельностью за счет создания коллегиального органа, который будет состоять из представителей Департамента ГАИ, УМВС Украины, Министерства образования и науки и представителя общественной организации. Такой орган будет вправе совершать проверки, отзывать лицензию и аккредитацию. Правда, работа комитета возможна только при полном отсутствии коррупции, а это, к сожалению, в данное время невозможно. Коррупционная деятельность повлечет за собой закрытие школ конкурентов, как неугодных чьему-то бизнесу.
Второй вариант, который предлагает Александр Владимирович — это ввести одинаковый образец договора на обучение для всех школ с четким указанием количества часов, выделенных на изучение ПДР и практических занятий. Если школа обязана предоставить полное количество часов, тогда ей придется поднимать цену, но качество услуг, в таком случае, мало у кого будет соответствовать. В таком случае будет два варианта выхода: или повышать качество обучения, или, не выдержав конкуренции, закрыться.
Дмитрий Рябинкин полагает, что было бы правильным вернуть статистику успешности сдачи экзаменов в виде доски с перечнем автошкол в МРЭО, чтобы ученики могли подойти и посмотреть на конечный результат подготовки и выбрать ту автошколу, в которой действительно качественное обучение и высокий результат сдачи экзамена в ГАИ с первого раза.
Глава «Общественного комитета транспортной безопасности» Юрий Папировый предлагает создать открытый режим доступа граждан к реестру автошкол. Это позволит повысить уровень осведомленности о результатах деятельности учебных заведений. Как результат — с рынка уйдут те автошколы, которые предоставляют некачественные услуги.
В сложившейся ситуации, важно начать принимать меры уже сейчас. Длительное игнорирование дает «зеленый свет» на продолжение безответственной деятельности автошкол и увеличение их количества. В большей мере, именно от их обучения зависит, с кем нам придется ездить по одним дорогам. Но не стоит забывать, что ответственность так же лежит на учениках. Поэтому, для всеобщей безопасности, каждый должен выполнять свою работу качественно: автошкола — обучать, ученик — учиться.