Американский Страховой институт дорожной безопасности (IIHS) продолжает совершенствовать программу испытаний новых автомобилей: в старейший фронтальный краш-тест на скорости 64 км/ч о деформируемый барьер, установленный с 40-процентным перекрытием стороны водителя, добавлен манекен-пассажир на заднее сиденье. В первой зачётной сессии выяснилось, что в 9 из 15 компактных кроссоверов шансы выжить у пассажира близки к нулю.
IIHS проводит фронтальный удар с 40-процентным перекрытием с 1995 года, похожий тест до 2020 года включительно был в программе Euro NCAP, различия сводились к тому, что IIHS проводил свой тест только с манекеном-водителем пятидесятого перцентиля (имитирует среднестатистического мужчину), тогда как Euro NCAP сажал рядом с ним на переднее пассажирское сиденье второй манекен пятидесятого перцентиля, а во втором ряду в пристяжных детских креслах размещались манекены, имитирующие детей 6- и 10-летнего возраста.
Для оценки безопасности условно взрослого пассажира на заднем сиденье Euro NCAP использует фронтальный удар о стену на скорости 50 км/ч, в этом тесте за манекеном-водителем сидит манекен-пассажир пятого перцентиля, имитирующий подростка или субтильного взрослого (рост – 150 см, масса – 50 кг). Опыт Euro NCAP показывает, что далеко не все современные автомобили справляются с этим тестом хорошо, иногда пассажиру на заднем сиденье грозит смертельная опасность (например, в Dacia Spring).
В 2020 году Euro NCAP отказался от основного фронтального удара о деформируемый барьер с 40-процентным перекрытием, посчитав его устаревшим (большинство современных машин справляются с ним хорошо), на смену ему пришёл новый фронтальный удар, имитирующий выезд на встречную полосу. А вот IIHS пошёл по другому пути и просто добавил в старый тест манекена-пассажира пятого перцентиля на заднем сиденье (усаживается за водителем). Новшество американские эксперты объясняют плохой статистикой: по их данным, в машинах, выпущенных после 2007 года, риск погибнуть в аварии у пассажира на заднем сиденье на 46% выше, чем на переднем (в обоих случаях подразумевается, что пассажир пристёгнут). Обновлённый краш-тест должен побудить автопроизводителей совершенствовать защиту пассажиров во втором ряду.
Напомним, что рейтинг IIHS по итогам всех краш-тестов и испытаний на активную безопасность не может быть максимальным (Top Safety Pick+), если хотя бы в одном из тестов показаны слабые оценки (M и P). Градация оценок такая: G (Good, «хорошо»), A (Acceptable, «приемлемо»), М (Marginal, «слабо»), P (Poor, «плохо»). У манекена-пассажира в описываемом краш-тесте отдельные оценки с учётом зарегистрированных нагрузок даются для головы/шеи, грудной клетки и тазобедренного сустава. Кроме того, по той же шкале оценивается геометрия перемещений манекена-пассажира в ходе краш-теста. Критерии оценки защиты манекена-водителя остались прежними.