Согласно актуальным нормам, большинство российских автовладельцев облагаются транспортным налогом. Он является региональным, а значит, доходы, полученные с его помощью, идут в соответствующие бюджеты. При этом ставки этого налога субъекты РФ устанавливают самостоятельно. Напомним, схема расчёта была определена ещё в начале 2000-х, сумма налога для автовладельцев определяется с помощью мощности двигателя его машины и действующей в регионе ставки.
Ранее законодатели и инициаторы не единожды предлагали изменить схему расчёта суммы транспортного налога или же избавиться от него вовсе. С очередным соответствующим предложением теперь выступила группа депутатов от фракции «Справедливая Россия – За правду». Проект был опубликован в электронной базе нижней палаты парламента.
По мнению авторов документа, нынешняя схема расчёта налога является несправедливой, так как она учитывает паспортную мощность двигателя, соответственно, платить налог автовладельцам приходится даже в том случае, если машиной не пользуются.
Инициаторы считают, что «справедливее» окажется схема, при которой собственники машин будут платить государству не за факт владения движимым имуществом, а «за интенсивность его использования посредством уплаты соответствующих акцизов». Предполагается, что в итоге автовладельцы будут платить налог только за то время, когда они непосредственно пользуются своими машинами.
В финансово-экономическом обосновании к законопроекту говорится о том, что полная отмена транспортного налога в РФ может повлечь потерю для бюджетов регионов, которая в общем составит примерно 200 млрд рублей. При этом авторы инициативы считают, что примерно 70% указанной суммы можно будет компенсировать за счёт пересмотра нынешней системы топливных акцизов.
Авторы законопроекта настаивают на том, что необходимо направлять в регионы те средства от акцизов, которые сейчас зачисляются в федеральный бюджет. Согласно актуальным нормам, федеральная казна получает 25,1% доходов от акцизов, а 74,9% уходят бюджетам регионов. Речь идёт об автомобильном бензине класса 5. По мнению депутатов, «полная замена налога акцизами приведёт к более справедливому распределению покрытия расходов на содержание дорожной инфраструктуры».
Ранее другие инициаторы выступали за введение 50-процентных скидок на уплату транспортного налога для аккуратных автовладельцев (физлиц). Предполагалось, что льгота будет распространяться на тех водителей, которые в течение года не получали штрафов за нарушения ПДД. Минувшей осенью стало известно о том, что правительство РФ эту идею не поддержало.