Этот налог по-прежнему остаётся одним из наиболее важных источников дохода для регионов, так что, вероятно, на уменьшение ставок законодатели в ближайшее время не пойдут.
Инициативы, связанные с транспортным налогом, появляются в РФ с завидной регулярностью. Так, ранее депутаты Госдумы РФ от партии «Новые люди» предложили дать аккуратным автовладельцам (физлицам) 50-процентную скидку на уплату транспортного налога. Предполагалось, что льгота будет распространяться на тех водителей, которые в течение года не получали штрафов за нарушения ПДД.
Авторы предложения считают, что снижение налоговой нагрузки «будет мотивировать водителей быть более ответственными и осторожными на дорогах». Против этой идеи выступило правительство РФ: как сообщает «Коммерсант», на соответствующий проект поправок в Налоговый кодекс был направлен отрицательный отзыв.
В разъясняющем документе вице-премьер Дмитрий Григоренко отмечает, что налоговое законодательство регулирует «властные отношения» по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, при этом оно не стимулирует собственников ТС соблюдать правила дорожного движения. Он подчеркнул, что обязанность водителей соблюдать ПДД закреплена в законе «О безопасности дорожного движения».
Стоит отметить, что на днях с очередным предложением выступили депутаты от фракции ЛДПР: они считают, что от уплаты транспортного налога с 1 января 2024 года следует освободить собственников легковых машин с двигателями мощностью до 150 л.с., которые воспитывают трёх и более несовершеннолетних детей. Также льготу предложили распространить на автовладельцев, являющихся единственным родителем одного или нескольких несовершеннолетних детей.
На сегодняшний день транспортный налог остаётся одним из наиболее важных источников дохода для региональных дорожных фондов: отсюда поступают средства на ремонт региональных трасс и строительство новых дорог в субъектах РФ. По мнению члена думского комитета по транспорту Сергея Еремина, отменять транспортный налог нельзя, так как он является «спасательным кругом для регионов». Ещё он отметил, что можно отменить привязку тарифа к мощности двигателей машин и «подумать и над другими способами».
Согласно статистике Федеральной налоговой службы, общая сумма транспортного налога за 2022 год (уплаченная и поступившая в региональные бюджеты) оказалась равна 205,3 млрд рублей. Из них 162,5 млрд рублей приходятся на налог за ТС, принадлежащие физлицам, а оставшиеся 42,8 млрд рублей – юрлицам. Ожидается, что в 2023-м регионы должны получить 169,2 млрд рублей транспортного налога за машины физлиц и 40,3 млрд рублей – от юрлиц.
Напомним, в 2020 году в РФ предлагали отменить транспортный налог для владельцев автомобилей с двигателями мощностью до 250 л.с. С соответствующим предложением тогда выступили представители бизнеса. Считалось, что эта льгота позволит снизить стоимость владения ТС и будет способствовать развитию внутреннего туризма.