«Чистота — залог здоровья» — эта поговорка вряд ли справедлива для техники. Дело в том, что частые мойки в мороз способны навредить автомобилю даже больше, чем химические реагенты. Неужели оставаться грязным до весны?
Зима преподносит множество сюрпризов и нередко вмешивается в жизненные планы. Вчера шёл снегопад с дождём, а сегодня ударил двадцатиградусный мороз, и дорожники обильно залили гололёд реагентами. Грязь летит из-под колёс, химикаты курятся над проспектами, а высокая влажность пронизывает до костей. Делать нечего, жизнь мегаполиса невозможно представить без борьбы с обледенением трасс. А так хочется сидеть в тепле, оставаясь чистым и блестящим. Естественно, на мойках выстраиваются очереди. Более того, некоторые уверены, что частые купания железного коня только укрепляют «здоровье» автомобиля, избавляют его от соли и химических отложений, а тем самым спасают от коррозии.
Поговорите с мойщиками, и они расскажут, как соль проникает во внутренние полости кузова, как вступает в химические реакции с железом, превращая его в труху. Чем скорее её выбьешь оттуда, тем лучше. Некоторые автомобилисты специально просят направить струю под днище и в колёсные арки, чтобы срезать обледеневшую чёрную грязь с элементов подвески. Другие не боятся лить воду даже в моторный отсек. После подобных процедур машина выкатывается на мороз, как принц из рода Габсбургов в парадном одеянии. Через пару километров жижа налипает отовсюду, и на следующий день можно опять отправляться на мойку.
Но есть и другое мнение. «В арсенале мойщиков тоже немало химии, — рассказывает технический эксперт CarFix Олег Чирков. — Она точно так же садится на кузов и резиновые изделия и вступает в реакции. Был у нас случай, когда из-за ежедневных моек владелец Mercedes S-класса был вынужден заменить тормозные суппорта. Химия разъела уплотнители». Ремонт вышел дорогостоящим. Причём убила резинки на суппортах даже не зимняя, а летняя мойка. Однако представительский автомобиль, работающий в крупной компании и ежедневно курсирующий по встречам с солидными людьми, априори должен быть чистым, и подобный риск оправдан. Но стоит ли рисковать личным автомобилем ради простого педантства?
Особую опасность представляет мойка в морозы. Из школьного курса физики мы знаем, что перепад температур — это всегда стресс для материалов, в особенности хрупких. Лакокрасочное покрытие относится как раз к таковым. Если на улице мороз, то мойщики стараются закрыть ворота и поднять температуру внутри боксов до комфортного уровня. Обычно она там держится на уровне 5-7 градусов тепла. Температура воды ещё выше и доходит порой до 20 градусов.
Тем самым при въезде на мойку техника нагревается с перепадом в 40 градусов. Через полчаса водных процедур машина сушится струями тёплого воздуха, что ещё больше накаляет металл. Потрогав борта, можно ощутить жар распарившегося четырёхколесного друга. И после бани его выгоняют вновь на мороз, с капельками воды во внутренних полостях, недоступных для фена, и с размякшими резинками.
Для лакокрасочного покрытия это стресс, в особенности на ледяном ветру после мойки. Краска сжимается неравномерно, образуя микротрещины. Со временем они растут и через 5-7 лет превращаются в очаги ржавчины. Иномарки более стойки к таким процедурам. А на отечественных автомобилях прошлого века выпуска лакокраска может потрескаться мгновенно, прямо в присутствии хозяина, если брызнуть на неё кипятком. Нечего говорить о подержанных машинах, побывавших в кузовном ремонте. Через пару зим микротрещинки окрасятся в рыжие цвета.
Шпаклёвка и места коррекции кузова сразу попадают в группу риска. Нанесённая незаводская краска держится гораздо хуже и отслаивается. На поверхности вздуваются волдыри, а под ними образуются очаги коррозии. Чем старше машина, тем меньше её стоит подвергать испытаниям баней.
Но это ещё не всё. Застывающая вода обладает страшной силой и разрывает не только краску, но и железо. Лёд расширяется и может рвать резинки в амортизаторах, в сайлентблоках, в резинометаллических шарнирах, в сочленениях патрубков и других нежных местах. Вода проникает в старые тросики и иногда блокирует механизмы ручного тормоза и даже коробки передач. Она способна проникать и в негерметичные полости фар и, расширяясь, ломает пластмассовые детали и фиксаторы. Иногда на морозе может треснуть даже сама фара.
Однажды сотрудники сервисного центра рассказывали мне интересную историю про то, как владелец Audi после частых моек заменил радиатор. Автомобиль был неновый, и радиатор имел небольшие повреждения, где скапливалась вода после моек и, замерзая, разрывала соты во время морозных ночей. В итоге из-под капота пошёл пар, и радиатор отправился на помойку. Мылась эта машина ежедневно, в том числе и зимой.
Кроме того, сама вода также обладает окисляющим свойством, не менее действенным, чем у реагентов. Причём, если грязь налипает только на днище и внешних частях кузова, то есть там, где наносится заводское антикоррозионное покрытие, то мойщики тщательно и аккуратно зальют воду туда, где подобного покрытия нет. Внутренние полости кузова ржавеют никак не хуже внешних.
Неужели машину совсем не мыть до весны? Как утверждают химики, процесс окисления металла подчиняется своим законам и напрямую зависит от температуры. Соль способна стать катализатором. Однако на морозе коррозия значительно замедляется. Пороговое значение колеблется в районе минус 12-15 градусов. Поэтому в минус 30 сколько ни грязни машину, она не заржавеет. Зато при потеплении коррозия возьмёт своё. И здесь важно очистить и высушить автомобиль, но без фанатизма, конечно. Перепад температур не должен составлять свыше 10 градусов. Поэтому допустимыми для мойки можно считать 5 градусов мороза.
Если же внешний вид не имеет принципиального значения, то можно оставить всё как есть до лучших времен. Грязь высохнет и покроет кузов защитной плёнкой, через которую трудно пробиться даже мойщикам с их водяными пушками, не то что брызгам от луж. Но как посмотрят на такого грязнулю соседи и близкие друзья?