Число ДТП с мотоциклами за 10 лет сократилось на 47%, однако растет количество аварий с летальным исходом: мотоциклисты не соблюдают ПДД, не используют шлем или используют его неправильно.
Данные по статистике ДТП были озвучены на круглом столе в Общественной палате, в котором приняли участие аместитель начальника ГУОБДД МВД России генерал-майор полиции Владимир Кузин, медики, чиновники, представители общественных объединений, бизнесмены, эксперты.
По данным Всемирной организации здравоохранения, в мировой статистике на долю мотоциклистов и велосипедистов приходится 28% смертельных случаев в результате ДТП. Так, в России в прошлом году погибли 1146 и были ранены 9506 мотоциклистов. А среди велосипедистов, по данным за прошлый год, участниками аварий стали 4688 человек, погибли – 444. И, несмотря на успехи в профилактике подобных трагедий, проблема остается актуальной, тем более в связи с наступлением пика очередного вело- и мотосезона.
Открывая круглый стол, руководитель экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре проанализировала текущую ситуацию в сфере безопасности вело- и мототранспорта. В частности, она отметила, что среди причин смертности водителей двухколесных средств лидируют — несоблюдение правил дорожного движения и отказ от средств защиты.
Количество жертв ДТП с мотоциклами сократилось на 47% (с 2004 по 2013 гг.), однако растет число погибших мотоциклистов, которые не используют мотошлем или используют его неправильно. Доля таких случаев возросла с 2007 по 2013 год с 17,7% до 39,4%. Т.е. число погибших и раненых мотоциклистов можно было бы в значительной степени сократить, заставив их правильно пользоваться шлемами.
Старший научный сотрудник отдела медицины катастроф Сергей Суворов подробно остановился на последствиях ДТП с участием двухколёсного транспорта: «С апреля по сентябрь к нам массово начинают поступать дети, особенно после ДТП со скутерами, мопедами, велосипедами. 30% из них в возрасте от 16 до 18 лет. Статистика такова, что большинство погибают на дорогах в результате серьёзных травм головы, позвоночника, внутренних органов. А ведь заранее надетый шлем помогает избежать самого страшного».
Подняли участники круглого стола и проблему, связанную с качеством обучения водителей категории «А» и «М». Было отмечено, что в 2013 году 38% всех погибших мотоциклистов не имели права управлять своим транспортным средством. Отсутствие образовательных программ негативным образом сказывается на безопасности как подрастающего поколения, так и взрослых людей. Многие эксперты отметили, что образовательные программы для водителей мототехники нуждаются в доработке.
В частности, по их словам, выпускники школ не имеют достаточного опыта езды по городским улицам и чувствуют себя неуверенно в транспортном потоке. Кроме того, они не знают, как правильно себя вести в неожиданных ситуациях – например, при объезде ремонтируемых участков дорог или на мокром асфальте.
Председатель правления «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев рассказал, что в Москве работает более 300 автошкол, во многих из которых готовят на категорию «А», и что в интернете также появились бесплатные обучающие ресурсы для мотоциклистов, которые могут быть очень полезными как для начинающих, так и для опытных водителей.
Обсудили на круглом столе и зарубежный опыт по профилактике безопасности на дорогах для мотоциклистов и велосипедистов. В частности, было предложено взять на вооружение некоторые достижения Испании, Франции, Италии, Великобритании.
В заключительном слове Владимир Кузин отметил, что количество зарегистрированных мотоциклов от общего количества транспорта в России составляет 5,9%, и почти такой же процент составляют мотоаварии относительно всех ДТП — 4,7%. В России мотодвижение носит сезонный характер, но статистика распределения зарегистрированных мотоциклов в стране показывает: на первом месте стоит совсем не южный регион – Башкортостан, далее – Саратовская область и только на третьем месте – Краснодарский край.
Говоря об инициативах Госавтоинспекции по повышению качества обучения управлению мотоциклами и скутерами Владимир Кузин отметил, что реализовать их не удается из-за отсутствия соответствующих нормативных правовых актов. Автошколы сегодня не имеют программ подготовки водителей по программам «М» (мопеды и скутеры) и «А1» (мотоциклы с объемом двигателя до 125 кубических сантиметров), поскольку не приняты соответствующие подзаконные акты для их введения. Пока этих актов не будет, автошколы не смогут готовить мотоциклистов по новым программам, а Госавтоинспекция не будет иметь возможность принимать экзамены для этой категории.
Все озвученные на круглом столе предложения участники дискуссии направят в Общественную палату Российской Федерации, после чего будет подготовлено решение круглого стола. Его направят в заинтересованные министерства, ведомства и общественные организации для формирования рабочей группы по обеспечению безопасности двухколесного транспорта в России.