Автомобиль нередко преподносит сюрпризы. Сломается какая-то деталь или потребуется смена расходных материалов. Если протянул с ремонтом, то поломка пойдёт по цепочке и вылезет в неожиданных узлах и агрегатах. Однако есть в салоне прибор, вроде бы исправно работающий, но способный поломать не «железо», а здоровье водителя и пассажиров. Это система кондиционирования. Причём чем дольше срок её эксплуатации, тем выше вероятность негативных последствий.
На первый взгляд, что там может навредить здоровью? Воздух из дефлекторов привычно бьёт в нос. Если холодно, то измени температуру с помощью регулятора. Но, как оказалось, автомобильный кондиционер коварнее, чем кажется. Как же не подцепить пневмонию и чем оборачивается любовь к комфорту?
«Внутри кондиционера создаётся благоприятная среда для размножения колоний микроорганизмов, — рассказывает эксперт по общественному здоровью Павел Стоцко. — Самая известная из этих бактерий — Legionella pneumophila. Она вызывает легочное заболевание: легионеллёз».
Легионелла названа в память о необычном событии. В 1976 году в одном из отелей Филадельфии в США проходил съезд ветеранов Американского легиона, то есть добровольцев, участвовавших в Первой мировой войне. Жаркая погода, установившаяся в июле, была непривычной для многих ветеранов, приехавших со всех концов страны. В отеле работала общая система кондиционирования. На третий день после завершения мероприятия более 200 человек слегли с тяжёлой пневмонией. 34 ветерана скончались. Выяснилось, что бактерии размножились в тёплой и влажной среде подвальных кондиционеров и разносились потоками воздуха по вентиляционным трубопроводам отеля. С тех пор эту пневмонию называют болезнью легионеров: легионеллёзом.
Автомобильный кондиционер, конечно, не такой громоздкий, как гостиничный, однако и в нём способны поселиться колонии микроорганизмов. Происходит это летом при попадании внутрь автомобиля дорожной пыли. Если владелец часто путешествует, бывает на юге и редко меняет фильтры, то его машина вскоре превратится в рассадник заразы.
Несмотря на то что кондиционер выдаёт холодный воздух, внутри него тепло и даже жарко. Влага кондиционируется и через патрубки выбрасывается наружу. Естественно, тёплая и влажная среда — это идеальное место для жизни вредных бацилл. Усугубляется дело тем, что воздух из дефлекторов бьёт в лица водителю и пассажирам, что и облегчает попадание микроорганизмов в дыхательные пути. Получается эдакий болезнетворный ингалятор.
«Зачастую человек даже не догадывается, что подцепил заразу из автомобиля, — продолжает Павел Стоцко. — Немного почихал — и всё прошло. Но в некоторых запущенных случаях болезнь действительно способна перейти в тяжёлые формы». Другими словами, разовьётся пневмония.
Как этого избежать? Защитить автомобиль от загрязнения может хороший внутрисалонный угольный фильтр, который лучше менять два раза в год. Он действует как марлевая повязка и препятствует попаданию бактерий.
Если же кондиционер уже загрязнён, то лучше провести чистку. Процедура это недешёвая и трудоёмкая, но вполне посильная для официальных сервисов.
Кроме того, нельзя долго оставлять кондиционер без работы. Многие, чтобы увеличить экономию топлива, выключают его на зиму. В итоге без движения там и скапливается всякая живность. Кондиционер должен работать даже зимой. Это полезно не только с точки зрения профилактики, но и для его механики. Нельзя хладагенту давать застаиваться. Кроме того, кондиционер зимой сушит воздух, формируя внутри машины более комфортную среду. Иначе при прогреве могут запотевать стёкла.