Законопроект «Единой России» поможет 3,5 миллиона россиян зарегистрировать гаражи и землю под ними, а также защитить их имущество от сноса.
«Гаражная амнистия» — инструмент, который позволит не только сократить количество необходимых документов для оформления собственности на гаражи и землю под ними, но и снизить затраты людей на эти процедуры. В среднем кадастровая оценка участка при передаче в собственность в регионах, по данным Росреестра, стоит 5-7 тысяч рублей. Кроме того, нужно оплачивать госпошлину.
Законопроект «Единой России» о гаражной амнистии предполагает, что этим будут заниматься органы местного самоуправления, отметил председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, один из авторов законопроекта Павел Крашенинников в ходе онлайн-дискуссии с экспертами и профильными ведомствами 1 февраля.
Для подтверждения права собственности подойдет справка о членстве в кооперативе, документ о распределении гаража в совхозе или любой другой подтверждающий документ — например, техплан на гараж или выписка из технической инвентаризации. Кроме того, регионы смогут самостоятельно дополнять этот список — на случай, если есть еще какие-то документы о гаражах. Предполагается, что гаражная амнистия будет работать до 1 марта 2026 года.
При этом Павел Крашенинников подчеркнул, что она не коснется так называемых «ракушек».
«Амнистия будет направлена только на капитальные строения. Это объекты, которые можно признать недвижимостью. Ракушки — это движимый объект», — пояснил он.
Законопроект дополнительно защит землю под гаражами. Сейчас неоформленные в собственность постройки можно снести и отдать земли под застройку без какой-либо компенсации. После принятия законопроекта собственники получат гарантии даже в тех случаях, когда земли планируют изъять для государственных и муниципальных нужд, например, при строительстве федеральных автодорог.
Документ поддержали профильные объединения и ведомства. В частности, Росреестр назвал гаражную амнистию «демонстрацией баланса частных и публичных интересов».
«Мы, с одной стороны, должны дать оформить свои права всем добросовестным гражданам, которые владеют гаражами, но по ряду причин не могут их оформить. А с другой стороны, не должны дать возможность легализовать откровенный самострой, возведенный со всеми возможными нарушениями действующих правил создания объектов капитального строительства», — отметил заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий.
Поддержали законопроект и во Всероссийском обществе автомобилистов. Председатель организации Валерий Солдунов подчеркнул, что он отвечает интересам граждан.
«Самое главное, что движение началось — важно, чтобы закон был принят и работал на всей территории страны», — сказал он.
При подготовке законопроекта учли опыт регионов — 55 субъектов поделились своими практиками, которые учтут при доработке документа ко второму чтению. Ряд спорных моментов урегулируют. Сбор предложений продлится до 24 февраля. С председателями гаражно-строительных кооперативов в Смоленске пообщалась депутат Госдумы от Смоленской области Ольга Окунева. Председатель ГСК «Брылевский» Александр Щукин рассказал парламентарию, что вопросом приватизации они занялись еще 10 лет назад. Однако из 340 гаражей пока удалось оформить 65. Председатель ГСК «Заря» Дмитрий Удалов рассказал о том, что столкнулся с проблемой поиска собственников гаражей. «Много заброшенных строений: зачастую наследники живут в других городах, не хотят ничего оформлять», — добавил смолянин.
«Встреча очень важна, ведь вы, исходя из своего опыта, можете подсказать вопросы, на которые стоит обратить внимание. Чем больше мы их сформируем на стадии рассмотрения, тем будет проще применить закон на практике», — подчеркнула Ольга Окунева.
В итоговом варианте документа предусмотрят дополнительные возможности для инвалидов — помимо приоритета на использование земельного участка для размещения гаража для людей с ОВЗ в законопроекте пропишут и места для стоянки их автомобилей около дома.
Кроме того, определят, как получить неоформленный гараж и землю в наследство — к примеру, если собственник уже умер, а имущество не зарегистрировано.
Источник: Рабочий путь