В России вновь заговорили о необходимости регулирования сервисов по поиску билетов и попутчиков, которые сотрудничают с нелегальными перевозчиками.
Общероссийское объединение пассажиров предложило Госдуме создать чёрный список таких сайтов для последующей блокировки. Речь идет о зарегистрированных в сервисах нелегалах, которые перевозят более восьми пассажиров. Таким образом, порядок решили навести в автобусных перевозках, вновь закрыв глаза на бардак в более важном сегменте этих сервисов — перевозках автомобильных.
В том же «Блаблакаре» зарегистрированы тысячи жителей России, и огромное количество пользователей ездит из города в город по несколько раз в день. Иначе говоря — «бомбят», зачастую пренебрегая безопасностью пассажиров.
По вине таких «бомбил», разгоняющих до бешеных скоростей набитые до отказа «Ларгусы», регулярно происходят аварии.
Нередки случаи, когда пассажир бронирует поездку в легковом автомобиле, но на месте встречи его поджидает микроавтобус. Недобросовестные перевозчики регистрируют в сервисах свой личный транспорт, а для бизнеса используют более вместительный. Обманутые пассажиры, как правило, не отказываются от таких поездок в целях экономии времени.
При этом многие в итоге ещё и ставят «бомбилам» хорошие оценки в сервисе, чтобы не «раскачивать лодку» и не получать плохие оценки в ответ. Автор этих строк может привести в пример следующий случай: один знакомый попросил лихача-водителя «сильно не гнать», завязался неприятный разговор, а по завершению поездки водитель опубликовал про знакомого отзыв, где обвинил его в неадекватном поведении и распитии алкоголя в салоне авто.
Российское отделение «Блаблакара» просило власти навести порядок в сфере так называемого карпулинга еще в июле прошлого года, чтобы разграничить поездки на две категории: когда рядовые автолюбители подвозят попутчиков для компенсации затрат на бензин, и когда перевозчики действуют в корыстных целях. В Минтрансе тогда согласились, что отсутствие соответствующего регулирования создает предпосылки для нарушения требований безопасности при перевозке пассажиров, и запустили разработку предложений по решению проблемыНа данный момент проект правил карпулинга от Минтранса уже сформирован. За нарушение этих правил, которые еще не успели вступить в силу, перевозчикам будет грозить всего то лишь блокировка в сервисе.
Согласно проекту правил, от перевозчика потребуется наличие прав категории B и водительского стажа не менее двух лет. Расчеты между попутчиком и перевозчиком должны будут осуществляться исключительно в безналичной форме. При этом в сутки водителю будет разрешено не более двух поездок. Число попутчиков должно быть ограничено пятью пассажирами. Последние пункты можно легко обойти, предложив поездку сразу в нескольких сервисах.
Сайт Wroom.ru попробовал разобраться, какими методами можно эффективно бороться с нелегальными перевозчиками и какие санкции будут справедливы при соответствующих нарушениях, вместе с председателем Общероссийского общественного движения «Движение автомобилистов России» Виктором Похмелкиным:
— Боюсь, что у нас, как всегда, борьба с негативным явлением приведет к ещё более негативным последствиям. По-моему, единственный способ обезопасить подобные сервисы на сегодняшний день — это предупреждать людей о возможных рисках в случае, если они доверяются непроверенным перевозчикам. А попытки запретить или ограничить приведут только к увеличению этих рисков, потому что перевозчики начнут прятаться от контроля, и тогда будет еще сложнее выявить среди них недобросовестных.
Если человек набивает свой «Ларгус» пассажирами под завязку, это значит только одно — на подобные услуги есть спрос. А если есть спрос — нужно обеспечить безопасное предложение, то есть привести этот рынок в цивилизованное состояние. А отрицать наличие спроса и бороться с ним бессмысленно. Как именно мы будем цивилизовать этот рынок, я не берусь предсказать, но абсолютно уверен — это единственно возможный путь. Впрочем, сомневаюсь, что наши государственные умы это понимают. По-моему, предел их понимания — изобретение очередных репрессивных мер.
Если для человека его транспортное средство является источником дохода, то он приложит все усилия — как легитимные, так и не очень — чтобы этот доход максимизировать. И не всегда при этом в качестве приоритетных будут рассматриваться интересы пассажиров. К тому же у нас в среднем по стране уровень жизни оставляет желать много лучшего, и это не может не сказываться на качестве услуг пассажирских автоперевозок. Люди пользуются подобными сервисами из желания сэкономить, то есть они не готовы много за них платить, так что перевозчик в погоне за деньгами вынужден и перерабатывать, и превышать скорость, чтобы нарастить объем перевозок — и все это в ущерб безопасности. То есть в первую очередь необходимо поднимать экономику, чтобы перевозки становились все более рентабельными и выгодными.