Министерство промышленности и торговли разработало план увеличения суммы утилизационного сбора, рассчитанный до 2030 года.
Согласно сегодняшним нормам, все автомобильные компании, ведущие деятельность по производству, ввозу и сбыту машин в РФ, должны платить утилизационный сбор. При этом местным производителям (при условии высокой степени локализации) большая часть уплаченной суммы возвращается в виде субсидий. Периодически местные власти принимают решение о повышении утильсбора: как правило, следствием этого становится подорожание машин, особенно это касается импортируемых, а также собираемых в РФ, но имеющих низкий уровень локализации.
Теперь Минпромторг РФ подготовил план повышения утилизационного сбора на автомобили, коммерческий транспорт и другую технику, рассчитанный до 2030 года. Соответствующий проект в ближайшее время будет представлен для общественного обсуждения. Как сообщает «Коммерсант», документ предполагает одномоментное введение шкалы увеличения платежа до начала следующего десятилетия.
Повышение утильсбора коснётся легковых машин, легких коммерческих автомобилей, грузовиков, автобусов, полуприцепов и некоторых категорий дорожно-строительной техники. Согласно проекту постановления, который был подготовлен Минпромторгом, в 2024 году сумма сбора на автомобили и полуприцепы в среднем увеличится примерно на 70-85%, а затем будет расти на 10-20% ежегодно.
В случае одобрения документа уже в текущем году прибавка утильсбора для автомобилей с двигателем объёмом от 1,0 до 2,0 литров повысится на 85% (или более чем на 250 тыс. рублей) – до 556 тыс. рублей. Примерно такая же прибавка в итоге может отразиться в розничных ценниках машин на российском рынке. Стоит отметить, что по более ранним расчётам платёж для автомобилей того же сегмента к 2030 году может добраться до отметки примерно в 1 млн рублей.
В издании добавили, что в Минпромторге РФ впервые решили обсудить долгосрочный план повышения утилизационного сбора. В ведомстве предполагают, что такой подход «может способствовать формированию прогнозируемых условий для принятия инвестиционных решений отечественными и готовыми к локализации зарубежными производителями». Отметим, очевидно, что это может поставить окончательный крест на импорте в страну машин бюджетного и среднего ценового сегментов.
По мнению Сергея Удалова из агентства «Автостат», от повышения утильсбора будет положительный эффект – в предсказуемости для игроков рынка на несколько лет вперед. «Важно, чтобы от заложенных на будущие годы параметров не отходили и это реально позволяло планировать проекты», – пояснил эксперт.
Согласно статистике Автостата, по итогам 2023 года на долю импортных машин пришлось 54% от общих продаж новых легковых автомобилей в РФ. Из них на долю ТС, ввозимых по официальному импорту (в основном из КНР), пришлось 42%, а на долю тех, которые поставлялись по схеме параллельного импорта, – 12%. По подсчётам агентства, на российском рынке в прошлом году было продано в общей сложности 1 058 708 новых легковых машин, то есть весь импорт занял около 571,7 тыс. автомобилей (из них на официальный пришлось 444,7 тыс. экземпляров, на параллельный – 127 тыс. единиц).