Все знают, что высокая скорость опасна. Но не всем известно, что опасна она всегда, а не только при каких-то неблагоприятных обстоятельствах. Разберемся, почему следует бояться быстрой езды.
Что-что, а быстро ездить умеет каждый мало-мальски современный автомобиль. Можно спорить об абсолютных цифрах в ТТХ разных моделей, но в любом случае их хватит, чтобы зазевавшийся водитель потерял контроль над машиной и… Вариантов, в общем, не много: не смерть, так увечье. Картина неоправданной в отечественных условиях быстроходности усугубляется тем, что современные автомобили в большинстве своем очень комфортабельны. У находящихся в уютном салоне людей притупляется чувство опасности, драйвер теряет ощущение скорости, объективно контролировать которую остается лишь по приборам. А смотреть на них мы часто забываем. Между тем в Украине, согласно милицейской статистике, 60% ДТП с тяжелыми последствиями спровоцированы превышением скорости. Так что знать самые опасные стороны Ее Величества Скорости будет очень полезно каждому водителю.
Элементарная физика
Каким бы совершенным ни был автомобиль, каким бы опытным – водитель, есть законы физики, против которых не попрешь. Во-первых, быстро движущемуся авто требуется больше времени и места на остановку (остановочный путь легковушки с 60 км/ч – около 40 м, с 80 км/ч – около 50 м). Во-вторых, чем быстрее движется тело, тем сложнее изменить направление его движения. На практике мы получаем то, что называется худшей управляемостью: несущийся автомобиль идет юзом при торможении, его заносит, разворачивает при маневрах. Электронные системы безопасности, имеющиеся на современных машинах, исправляют ситуацию, но и их возможностям есть предел.
Скоростной травматизм
Отечественные дороги, преимущественно построенные по стандартам середины прошлого века, в принципе, плохо приспособлены к скоростному движению. Но многочисленные повороты и повторение рельефа местности, малое число полос и не везде присутствующая разметка – это еще полбеды. Серьезную опасность для быстро едущего авто представляют дефекты асфальта – волны, колеи, ямы. И если на относительно малой скорости машину просто встряхнет на очередной колдобине, то на полном ходу более вероятно серьезное повреждение ее ходовой части, прежде всего шины и колесного диска. А это, в свою очередь, легко приводит к авариям из-за внезапной потери управляемости
Учитесь тормозить
Тормозной путь со скорости 80 км/ч на современных шинах премиум-сегмента составляет 26–28 м, но остановочный путь* может составлять 40–60 м. Тут многое зависит от реакции водителя и его умения резко и сильно жать на педаль. Именно при таком торможении активируется все шире применяемая сегодня система – «помощник торможения» EBD, cокращающая тормозной путь на 1–2 м. При ее срабатывании включается аварийка, и владельцам автомобилей с такой системой стоит потренироваться в правильном торможении – до аварийки.
Время на реакцию
По чистой ровной дороге, казалось бы, можно мчаться без оглядки – чего же тут бояться? Но в пути всегда остается вероятность того, что внезапно появится препятствие, которое придется объезжать или перед которым нужно оттормаживаться. Это может быть неожиданно выскочившее на дорогу животное, остановившийся из-за поломки грузовик, открывшаяся за пригорком большая колдобина или, скажем, поваленное ветром дерево. А ведь чем быстрее машина сближается с препятствием, тем меньше у водителя времени на реакцию – принятие решения о своих действиях и на их выполнение. Вот тут-то и выяснится, что казавшаяся поначалу неопасной скорость оказывается чрезмерной – ни времени, ни места на объезд или торможение уже нет. Расклад здесь такой: время реакции водителя на опасность (т.е. с того момента, как он заметил препятствие, до начала воздействия на тормоз или руль) в среднем всегда одинаковое – 0,8–1,0 с. Но при скорости 60 км/ч машина проедет за это мгновение 16 метров, а при 80 км/ч – уже 22 метра. Т.е. места для спасительного маневра остается на 6 м меньше, не говоря уже о значительно большем тормозном пути
«Неуд» по поведению
Как бы ни любили мы быструю езду, все-таки наши водительские навыки выработаны в результате более-менее спокойного движения. А ведь на высокой скорости поведение автомобиля может сильно отличаться от неторопливого режима. И мало кто из нас по-настоящему знает, как поведет себя несущаяся со скоростью полтораста километров в час машина при торможении «в пол» или при попытке объехать что-то, вильнув рулем. В такой ситуации, да при отсутствии электронных систем безопасности автомобиль может даже на сухом асфальте занести, сбросить с дороги. Такой безобидный маневр, как аккуратный выезд одной стороной машины на обочину или преодоление небольшого сугроба с ходу, на скорости может закончиться разворотом авто или его опрокидыванием.
В договорах страхования PZU есть пункт, по которому компания имеет право отказать клиенту в выплате страхового возмещения, если причиной ДТП стало превышение скорости на более чем 50 км/ч от предусмотренной ПДД. И это не единственная оговорка, с помощью которой мы стараемся обратить внимание своих клиентов на вопросы безопасного дорожного движения. Даже если вы не верите в заботу о вашей жизни и здоровье, подумайте о финансовых преимуществах, которые дает безопасное вождение. Стоимость любого страхового полиса – это всегда оценка риска застрахованного. Поэтому чем больше страховых случаев заявляет клиент, тем дороже для него будет страховка. Т.е. самые аккуратные водители получают самые выгодные условия страхования. Таким образом, аккуратное вождение – это не только полезно для здоровья, но и выгодно!